Программа сформирована в соответствии с принципами
и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями:
- содержание программы соответствует основным
положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность
реализации в практике дошкольного образования;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и
обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- строится с учётом принципа интеграции
образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных
областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе
построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных
задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной
деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной
деятельности, но и при проведении
режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на
адекватных возрасту формах работы с детьми.
Кроме того, при
разработке Программы учитывались принципы и подходы её формирования,
определённые главной целью
программы создание условий для
развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые
жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей
жизни знания, умения и навыки и оставаясь при этом человеком.
Данная цель определяет
систему психолого-педагогических принципов, отражающих наше представление о
значении дошкольного возраста для становления и развития личности ребёнка.
а) Личностно
ориентированные принципы
Принцип адаптивности. Предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и
развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности
самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности
ребенка.
Принцип развития. Основная задача детского сада – это развитие ребёнка-дошкольника, и в
первую очередь – целостное развитие его личности и обеспечение готовности
личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка,
обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
б) Культурно
ориентированные принципы
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном
мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это
мир, частью которого он является и который так или иначе переживает
и осмысляет для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и
воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Знание в психологическом смысле не что иное, как
ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна
быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в
мире и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой
ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
в) Деятельностно
ориентированные принципы
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а
организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают
«открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору
на предшествующее спонтанное (или не управляемое прямо),
самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у
дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации
самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей
самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Интеграция происходит по следующим направлениям.
1. Развитие речи: расширение и
систематизация словарного запаса, развитие инициативной речи, совершенствование
грамматической структуры речи.
2. Ознакомление с окружающим миром: систематизация и углубление знаний детей о
предметах и явлениях, развитие познавательной мотивации, формирование интереса
к различным формам познания мира: моделирование и экспериментирование,
наблюдение, чтение, обсуждение, продуктивная деятельность.
3. Подготовка к обучению грамоте: развитие речевого слуха, сенсорное развитие
ребенка в области языка, формирование звукового анализа и синтеза, ознакомление
с предложением и словом в предложении.
4. Продуктивная деятельность: реализация впечатлений, знаний, эмоционального
состояния детей в сюжетно-ролевой игре, изобразительном творчестве, в
инсценировках, реализация коммуникативных навыков в совместной игровой и
творческой деятельности, развитие сенсорных эталонов.
При организации образовательного
процесса учтен частичный принцип интеграции образовательных областей (чтение
художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В основу организации
образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с
ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной
деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.